Contact us

.

Вячеслав Матосов

Путешествие в Италию

В сентябре 1999 года мне посчастливилось побывать в Италии.

Что в России мы знали об Италии? Я помню,как в детстве ,жадно слушал радиопередачу - СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ по Горькому и ничего сказочного не уловил.

И вот я оказался в Италии. В аэропорту нам повезло. Формально проверили багаж и после некоторых формальностей наша группа направилась прямо на первую экскурсию по этой стране.

Городок Сермионе и озеро Гардо

Европейский размах водной пресной глади и пляжи с немногочисленными купающимися,на бакенах-статуи Мадонны и распятия.Неприступная крепость-замок Рокко Скаригьери из камней,покрытых мхами и лишайниками,которые лижет много веков вода. И стены средневековых домов в цветах.

В Вероне,прежде всего,домик Джульетты. Уже отзвучали последние аккорды мощной семейной вражды Монтекки и Капулетти в этом средневековом дворике-колодце,а всё также мрачно нависают над ними длинные балконы,кроме одного,-того,у которого пел серенады Ромэо. Натёртая руками туристов скульптура Джульетты уже кажется обыденной как и та же брусчатка двора. Вскрытые для ремонта улицы,мощённые когда-то камнями и ведущие в Рим. Говорят на них когда-то распинали гладиаторов Спартака. Загромождённая лотками и лавочками площадь Делла Эрбе с зелёным рынком и статуей Мадонны.

И,наконец,водный размах Венеции! Мимо прошмыгивают катера полиции,скорой помощи,покрытые чёрным лаком,неторопливо плывут грузовые баржи. Нарядный причал у парка на острове Джиардино экс Панадополли. Церкви вдоль Большого канала и дворцы со скульптурами на фронтонах,у каждого пришвартована гандола,а швартовы привязаны к живописным нарядно раскрашенным столбам. Экскурсовод нам сказал, что эти столбы привезены из России, и они медленно колышатся вслед волнам,дополняя какое-то праздничное великолепие на воде! У каждого дома и дворца парадный выход-несколько ступеней,последняя из них уже в воде.

Венеция опускается. На острове Мурано,где создают произведения искусства-изделия из стекла. Здесь нам выдувают лошадей,которрых мы потом и покупаем на складе при выходе. На меня выставка производимого стекла не произвела особого впечатления-большой ёлочный магазин и только.

Проезжаем мимо площади Св. Марка,Собора Св. Марка с ажурными арками и мозаичными картинами в них на евангельские темы,покрытая зелёной окисью веков скульптурная группа коней/точнее их копия/,которых увёз Наполеон в Париж,а затем возвратившихся назад. Что самое интересное,подлинники этих скульптур находятся в подвале собора,и никто до сих пор не знает,из какого материала они сделаны.

И загадочная прогулка в гандоле по узким каналам,ширина которых иногда достигала одного метра,где плеск небольших волн,казалось,нашёптывал о чьей-то неудачной любви и о чьей-то прерванной жизни. Много тайн хранят эти каналы. Мальчик гондольер кричал мне,чтобы я не фотографировал его. И действительно,можно ослепнуть ,подвергаясь блицам вспышек многочисленных фотоаппаратов туристов. И можно полюбоваться его работой,как он мастерски отталкивается длинным веслом от берегов,мостов и других встречных гондол,ловко переходит от своего места-площадки покрытой ковриком на борту ассимитричной гондолы на дно и обратно. Эта узость каналов открывает свои прелести жизни на воде. В магазин-на гондоле, в больницу-на гондоле.

Мы побродили и по немногочисленным улицам Венеции и забрели в храм Святого Захария. Тут нас сразу обняла тишина,казалось,уносящая под самый купол,и огромность еле виднеющихся картин в темноте. А если хочешь посмотреть их,то бросай в автомат монеты по 500 лир. Меня привлекла в глубине картина ДАРЫ ВОЛХВОВ.

Сан Марино

Сан Марино-это город-государство на большой скале. Сверху в дымке видны поля и дороги,домишки и грузовички. Меж трёх замков наверху вьётся крепостная стена и тропинка,с одной стороны которой обрыв,а с другой-крутой спуск в город. Мы долго фотографируемся у амбразур-зубцов крепостной стены. По дороге встречаем амфитеатр стадиона,где проходят соревнования по стрельбе из арбалета,-ведь в армии государства Сан Марино есть полк арбалетчиков и в магазинах можно купить спортивные арбалеты. На одной из площадей стоит муниципалитет. Гвардейцы,охраняющие муниципалитет стоят в красивой несовременной форме,избалованно позируя для фото и видеокамер туристов. В многочисленных магазинах,где продают всё от арбалетов,шпаг и сабель,копий древних скульптур и до вин и сигарет,мы встретили несколько русских молодых продавцов...

Спуск ещё быстрее чем подъём,серпантин страшно снижающейся дороги и перед нами- Флоренция.

Флоренция,город -колыбель и источник мирового искусства! Мы начали осмотр с верхней площадки,где находится одна из копий ДАВИДА. Оттуда раскрывается панорама на город: вот там-зелёный купол синагоги, а там-купол собора Санта Мария дель Фьоре и рядом - колокольня работы Джотто... Съезжаем вниз и идём по набережной реки Арно.

Из художественных музеев мы успели побывать во дворце Питти- в Палатинской галерее,где во дворе промелькнула копия статуи Моисея.

Мы прошли мимо собора Санта Мария дель Фьёре,мимо скульптур Челлини,Донателло,Пизано,Гиберти. Затмевает всё работа ВРАТА РАЯ- Гиберти и Пизано,копия которых находится в Исакиевском соборе в Ленинграде.

А вечером -ужин в стиле Реннесанс во Дворце Боргезе,который Наполеон подарил своей сестре. Красные диваны с золотым арнаментом,медленные танцы в стиле Реннесанс,-танцовщики и музыканты в национальных костюмах/инструменты-арфа,флейта,бубен/ и игры с шутом-протягивание верёвочки под хохот и аплодисменты.

В Пизе,кроме знаменитой башни,которая уже не падает,а держится на двух канатах и усиленном фундаменте, есть красивый собор и баптистерий ещё в процессе реставрации.

Немного о Пизанской башне

Вскоре после начала строительства в 1173 году,фундамент Пизанской башни положили неровно. Строительство было приостановлено и возобновлено только спустя 100 лет. Только потом стало ясно видно,что Пизанская башня ПАДАЕТ,наклонившись к югу. С этого времени начались ,как бы постоянные измерения. В 1911 году было зафиксировано,что вершина башни наклоняется на 1,2 мм. в год. На сегодняшний день вершина Пизанской башни наклонена на 5,3 метра от центра.

После того как колокольня собора Павла разрушилась в 1989 году Консорциум Проекта Пизанской Башни поручил инженерам стабилизировать ПАДАЮЩУЮ БАШНЮ.

Из-за того,что башня наклонялась в различных направления первые годы,она слегка искривилась как банан. Инженеры работают над фундаментом башни больше чем над самим строением,надеясь вернуть вершину башни примерно на 20 см. назад. Но это означает,что 800-летняя башня останется падающей.

Знаменитая башня - это колокольня собора в городе Пиза,часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля,состоящего помимо колокольни и собора,ещё из часовни для крещения/ баптистерия/ и кладбища. Благодаря своему конструктивному изъяну башня известна всему миру.

Башня достигает высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует,что заложена она в 1174 году. Но поскольку Пизанский календарь,как выяснилось,на один год опережает общепринятый, то реальной датой начала строительства ПИЗАНСКОЙ БАШНИ следует считать именно 1173 год.

Архитекторами башни были Боннано Пизано и Вильгельм фон Инсбрук,но им обоим не суждено было увидеть окончательное завершение своего замысла. Кстати,до второй половины 14-го века башня оставалась без увенчающей её звонницы.

Крутовиляющая дорога приводит нас в город Сан-Джиминьано,город с многочисленными высокими домами,на которых когда-то развешивали холсты для просушки. Есть лавочки,где продают колбасу из мяса кабанов и по слухам и отзывам,-не стоит покупать это мясо. Этот город стал для меня знаменитым,потому что я там потерялся

Пожалуй,самый давящий на туриста своим средневековым камнем-это город Сиена. Первый шедевр архитектуры-это собор Дуомо-поэма из камня и я сразу вспомнил собор Святой Анны в Вильнюсе,-такая же ювелирная филигранность готического камня. И Дель Кампо-площадь в виде раковины,напоминающей раковину на картине Ботиччелли РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ, Это девять секторов,окружённых мрачными домами. Впечатление от мрачности этой площади добавляется рассказами о проводимых здесь скачек без сёдел,не обходящихся каждый раз без смертных случаев.

И,наконец-то РИМ.

Мы въехали в Рим в 12 часов. Когда мы стояли, в так называемой пробке, к автобусу стали подходить нарядно одетые и привлекательные девочки-проститутки. Но советская ментальность так крепко держала наших мужчин на местах, что никто даже толком не прореагировал. Хорошо,что нас сразу в Риме повезли в Ватикан. В музее Ватикана находится резиденция римского папы,сокровищница мирового искусства. Экскурсию по музею проводила итальянка,обучавшаяся в Москве. Гигантская живопись,гобелены,греческие скульптуры,всё это перемежалось с живописными двориками с зелёными прудиками.

Собор Святого Петра. Размах искусства и за бронированным стеклом-раскрывающая свою материнскую боль- Пиета,-какой-то ненормальный фанатик уже бросился с молотком на неё. Перед нами вставал мост Сент Анджело со своими ангелами. Когда я был в Праге и увидел Карлов мост,то этот мост в Риме сразу вспомнился мне из-за его скульптур. Скачущая вместе с конями вода в фонтане ТРЕВИ и фонтаны Тиволи. Тиволи-это окраина Рима-дачное место для римлян,а его фонтаны -поэма света и воды,брызг и лишайников,запустения и солнца,устремления всех его лестниц к солнцу!

До того,как стать столицей Италии, Рим на протяжении веков был столицей МИРА. Основанный в 753 году до н.э. на берегах реки Тибра и в 25 км. от Тирренского моря,вечный город познал взлёты и падения,но сумел пронести через века своё имперское величие!

Архитектура Рима хранит воспоминания о всех его периодах: республиканской безлаберности,имперской упорядоченности,средневековой раздроблённости,ренессанской пышности и прямолинейности тоталитаризма Бенито Муссолинни. Но все эти особенности лишь добавляют шарма городу на семи холмах.

Достопримечательности Рима

По вечному городу лучше и безопаснее ходить пешком,потому что меньше риска пропустить что-нибудь из его достопримечательностей,которые здесь встречаются буквально каждые 5 метров.

Итак,Рим:

Колизей

Со школьных лет каждый знает,что Рим-столица Италии, а Колизей-главное,чем гордятся итальянцы. Никакие репродукции и макеты не способны передать величие этого архитектурного памятника старины.

Амфитеатр Флавиев построили всего за 5 лет и уже в 80-м году н.э. в нём побывали первые посетители. Легенда гласит,что название Колизей/большой,колоссальный/ досталось сооружению в наследство от располагавшейся поблизости от этого места тридцатиметровой статуи Нерона.

Колизей имеет форму эллипса,длина продольной оси которого равна 188 метра. Высота каменных стен- 48,5 метра. Наружная стена амфитеатра имеет 4 яруса: Три нижних представляют собой аркады,а верхний-сплошная стена,расчленённая пилястрами и квадратными окнами.

Искусству древних римлян не грех поучиться современным архитекторам,особенно строителям стадионов. Дело в том,что 80 арок нижнего яруса служили не только украшением,но и входом. Поэтому 50000 зрителей могли быстро,но без суеты и спешки расположиться на своих местах. Правда с билетами у римлян ,похоже, тоже проблем не было.

По случаю открытия амфитеатра Тит Флавий объявил стодневные игры, в течении которых бились несколько тысяч гладиаторов и в один день было затравлено 5 тысяч зверей.

Сегодня , пролитой в Колизее крови напоминают только подвалы, в которых некогда держали военнопленных и животных.

Арка Константина.

Арка Константина - воздвигнута в 315 году. Эта арка является самой знаменитой и хорошо сохранившейся триумфальной аркой,а также основным примером последнего художественного и культурного расцвета Рима четвёртого века.

Замок Святого Ангела

Этот грандиозный замок с древним видом является одним из наиболее знаменитым и чарующим сооружением Рима. Возвышается на месте Мавзолея Адриана от которого сохранились планиметрия и некоторые помещения.

Понтеон

Понтеон-храм,посвящённый всем богам,выдающийся памятник древнеримской архитектуры. Сооружён около 125 г. н.э. на месте одноимённого храма,построенного Агриппой.

Из Рима мы поехали по направлению в Неаполь.

Вот Неаполь.

Кажется,что здесь вечно звучит песня О СОЛЛЁ МИО. Городской причал,ожидание и теснота схода на прогулочное судно, и мы-на верхней палубе.

Сильный ветер заставляет одеть лёгкие куртки,- это уже не израильские субтропические воды.

Двухглавый Везувий уже стережёт наш путь к острову Капри.

Вот за левым бортом встаёт тёмный хребет горного острова, и его змейки дорог,проложенные на склоне как серпантин. В тесноте туристов многих стран мира мы садимся на маленький рыжего цвета автобус и ,охая и вздрагивая от вида бездны за окном при резких поворотах,почти взлетаем на верхний город. Тамошний экскурсовод самого настоящего МИФИОЗНОГО вида пытался нам рассказать на СВОЁМ АНГЛИЙСКОМ об острове. В ожидании подъёма по канатной дороге на самую вершину острова мы гуляли по узким улочкам,где с одной стороны-ресторанчики и сувенирные лавки, а с другой-кружащая голову бездна в море. И вдруг я почувствовал до боли что-то знакомое в этом пейзаже. Да,точно, это-картина русского художника Щедрина - ТЕРРАСЫ.

Сидения канатной дороги проносили нас мимо белых домишек с черепичными крышами с крошечными террасовыми садиками и огородиками со скульптурами мадонны.

Вот мы на самой вершине. Видны белые яхты каких-то миллионеров,следы из пены за судами на подводных крыльях и высунутые из воды скалы .

И ещё одна таинственная экскурсия в прошлое запомнилась нам. Это город с исчезнувшими людьми- ПОМПЕЙИ. Идёшь по улице,умощённой камнями и видишь следы от колесниц,указатели к публичному дому,где на стене ещё сохранились фрески-ассортимент услуг жриц любви , и мороз по коже пробирает,-кажется,что недавно здесь прошли люди! Но нет,не возвратятся. Лава Везувия поглотила их в своих объятьях! Здесь ещё ближе,чем на картинах Брюллова,ощущаешь близость тучи пепла,которая душит людей за работой,и остаётся еда,свитки в библиотеках. Мне всё время хотелось подобраться ближе к этим окаменелостям-отливкам из пустот,которые образовались от сгоревших жителей Помпей. Мы уходили из этого мёртвого города на закате, а в душе и в сознании представлялись судьбы этих сгоревших людей и мы понимали, что значит ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ.

В самом Неаполе запомнились галерея Умберто,площадь Плебисцита и кони Клодта/те самые с Аничкова моста в Ленинграде/-копия,подаренная русским царём.

И с аэропорта Неаполя возвращаемся на другой конец Средиземного моря, в Израиль.

Конечно,в Италии я сделал много снимков и снял множество сюжетов на видеокамеру. В последствии, мне удалось сделать и озвучить видеофильм об этой замечательной стране.



Author

Венеция
Флоренция
Пизанская башня
Сиена. Площадь Де Кампо
Рим
Неаполь. Вид на Везувий

Copyright © 2009-2010 Lelchuk Family

Design & Hosting by OneCore Media